|
Система СРО набирает обороты и обостряет конкурентную борьбуПервые ласточки К началу апреля решением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) было зарегистрировано две саморегулируемые организации. Одно из них - Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение строителей» (НП «МОС») - позиционирует себя как разработчика методологии новой отраслевой системы и как инициатора создания Национального объединения СРО. Более 170 строительных компаний, уже входящих в состав НП «МОС», начали оформлять свидетельства о допуске к работам. На пресс-конференции «Саморегулирование - гарант качества и механизм ответственности в строительной отрасли» торжественно было вручено первое разрешение по всем 35 видам строительной деятельности ЗАО «Трест Коксохиммонтаж». Плюс на минус Вместе с Е. Басиным, председателем Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, президентом НП «МОС», В. Забелиным, президентом Российского Союза строителей, вице-президентом НП «МОС»; М. Викторовым, гендиректором Российского Союза строителей, гендиректором НП «МОС» на вопросы журналистов отвечали также Л. Баринова, первый зам. председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, председатель Технического Комитета ТК 465 «Строительство» при Ростехрегистрации и А. Миллерман, руководитель рабочей группы по страхованию членов НП «МОС», гендиректор САО «Гефест». Они рассказали журналистам о механизме работы СРО в целом, процедуре вступления в организацию и выдаче допусков по видам деятельности и т.д. По мнению спикеров, у системы СРО множество плюсов. Во-первых, она снижает коррупционную составляющую. Во-вторых, наведение юридического порядка: из реестра исчезнут предприятия, существующие только на бумаге. Кроме того, СРО поможет защитить население от мошенничеств в этой сфере. В саморегулируемую организацию вряд ли смогут пробраться компании с сомнительной репутацией. Члены СРО просто не заинтересованы брать в организацию неблагонадежные компании, поскольку отвечать придется всем. В-третьих, ответственность строительных организаций за свою деятельность. Сегодня получить от предприятий отрасли компенсацию за некачественно проделанную работу или нанесенный вред практически невозможно. Нужно пройти через долгую судебную тяжбу и не факт, что победит в ней именно пострадавший. В-четвертых, повышение качества строительства с помощью финансовой мотивации. О минусах не говорили, но специалисты уже подсчитали, что к Закону №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо принять более четырех десятков подзаконных актов, чтобы его нормы действовали. Закон надо дорабатывать, только на это уйдет не меньше года, а то и больше. В первую очередь, необходимо внести дополнения, которые касаются непосредственно стандартов деятельности организации. Нужна разработка критериев, которые могли бы определять порядок и требования к безопасности объектов капитального строительства. Требуется разработка технических регламентов по безопасности. В доработке нуждаются позиции по внутреннему устройству саморегулируемой организации, кто станет управлять денежными средствами, какова будет подотчетность. И почему не разрешить хотя бы какой-то возврат средств тем, кто по каким-то причинам выбывает из организации. Кроме того, есть фирмы, занимающиеся и строительно-монтажными, и изыскательскими работами, и проектированием. Им надо расформироваться и войти в разные СРО, отдельно объединяющие строителей, проектировщиков, изыскателей? А что делать бюджетным организациям? У них такие траты, какие предполагаются при вступлении в СРО, бюджетом не предусмотрены. Вот и получается, что ситуация не так проста. Застраховать ответственность и… Много вопросов было и о страховании ответственности членов СРО как основного инструмента обеспечения ответственности в качестве более эффективного и экономически выгодного. В отношении же аккредитации страховщиков при НП «МОС» руководитель рабочей группы по страхованию данного СРО заверил собравшихся, что жестких ограничений не будет. «Единственная наша цель - отсечь недобросовестные компании-однодневки, у которых нет ни опыта, ни репутации, и которые могут дискредитировать идею страхования при СРО в целом, - сказал А. Миллерман. - Требования к аккредитации обязательно будут согласованы с Федеральной антимонопольной службой. Впоследствии по мере накопления статистики для членов «МОС» мы будем рекомендовать бонус-малус, т.е. введение понижающих тарифных коэффициентов за безубыточность страхования ответственности, и наоборот, повышающих за наличие крупных убытков. Следующий запланированный этап - разработка требований к членам «МОС» по другим видам страхования не только ответственности: страхования строительно-монтажных работ, послепусковых гарантийных обязательств, страхования от несчастных случаев и т.п. Большинство ущербов, которые строители причиняют третьим лицам, не обходятся без убытков и для самих строителей. Поэтому востребованность комплексной защиты строительных рисков понятна, и ее стандарты тоже надо формировать». Ясно, что НП «МОС» недолго будет почивать на лаврах первопроходца, ведь конкуренция только обострится в связи с прекращением выдачи строительных лицензий и ограничением действующих лишь до 1 января 2010 года. Известно, что под своим «флагом» СРО формируют сегодня Ассоциация инвесторов Москвы, группа компаний СУ-155 и другие. Возникла борьба за крупные компании отрасли. Как показывает опыт, чтобы отработать на 100% механизм СРО в строительной сфере, требуются время, серьезная и конструктивная работа представителей отрасли и государства. В сложный переходный период от государственного лицензирования к СРО всегда есть соблазн передела рынка в пользу отдельных игроков. Его и предстоит преодолеть профессиональному сообществу. И это главный риск. 13 февраля 2009 года №1701-5 ГД постановлением Государственной Думы РФ был одобрен законопроект, устанавливающий единый порядок проведения госконтроля за деятельностью СРО. В документе прописаны предмет, виды, порядок проведения госконтроля за деятельностью СРО; основания и сроки проведения проверок; порядок обжалования и применения санкций за неисполнение предписаний проверяющего органа. Также в проекте закона прописывается норма об обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти обращаться в Арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о СРО из государственного реестра сомнительных организаций. Отдельно указывается, что федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. Тот же документ предусматривает административную ответственность за совершение правонарушений не только в области предпринимательской, но и профессиональной и иной деятельности (изменения касаются гл. 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ). При этом предполагается, что СРО будут экономически независимы, так как сами себя финансируют за счет членских взносов. Это в итоге должно привести к «разгрузке» государственной машины и снижению ее давления на предпринимательскую среду. № 37 за 11.04.2009 Марина Роменская Фото Елены Головань 13.04.2009 |

